Чуйский тракт

Алтай начинается с Чуйского тракта. Это первое, что видит турист, решивший отправиться сюда в путешествие. Автомагистраль соединяет Россию и Монголию, проходя сквозь самые удивительные явления природы и захватывающие виды. В 2014 году журнал «National Geographic» присвоил тракту почетное пятое место в рейтинге самых красивых автомобильных дорог мира.

Описание

 

Чуйский тракт является федеральной трассой, начинающейся в Новосибирске и заканчивающейся на границе России с Монголией. Дорога пролегает через Алтайский край и республику Алтай, собирая многообразие ландшафтов: от бескрайних степей и распаханных лугов до высочайших точек Сибири. Условно рельеф, по которому проходит тракт, можно разделить на равнинный, предгорный и горный.

Длина трассы от Новосибирска составляет почти 968 км. Однако свой нулевой километр она имеет в Бийске. Именно часть от Бийска до Монголии является историческим прошлым Чуйского тракта.

Сейчас через автомагистраль ежегодно проезжает десятки тысяч туристов, желающих увидеть могучий Алтай. Дорога имеет идеальное асфальтовое покрытие, благодаря чему сюда можно отправиться на личном транспорте и даже совершать автомобильные путешествия по региону вплоть до границы с Монголией.

Чуйский тракт является единственной трассой, по которой можно добраться до знаменитых алтайских достопримечательностей, а еще она проходит сразу через два горных перевала: Семинский, считающийся самым высоким на тракте, и Чике-Таман. Перевалы доступны для каждого туриста даже на легковом авто. Заехать и спуститься нетрудно. Кроме того, сейчас перевалы имеют достаточно развитую инфраструктуру. На них есть смотровые площадки, туалеты, парковки, кафе, сувенирные лавки и даже хороший интернет.

Климат

 

Климат на протяжении всего Чуйского тракта разный, так как дорога тянется с севера на юг. Меняется и рельеф: от ровных степей до горных вершин. Так, наиболее умеренные температуры на всем маршруте преобладают в предгорных районах, на северных ветвях хребта Иолго, а также Семинского и Чергинского, где среднее значение летней температуры составляет от +16 до  +19 градусов, а зимнее – от -13 до -17 градусов. Чего нельзя сказать про Курайскую и Чуйскую степи, через которые пролегает автомобильная трасса. В этих районах температурные значения бросаются из крайности в крайность: летом столбики термометра могут показывать здесь до +30 градусов, а зимой до -40 градусов.

Совет: Отправляясь в автомобильное путешествие по Чуйскому тракту, учитывайте такой «разброс» температур. В горах погода может быть изменчива. Если днем может быть +30, то ночью возможно понижение значений до +5 градусов. Поэтому в чемодан складывайте и купальник с солнцезащитными очками, и шерстяной свитер с ветровкой. 

История

 

Современный Чуйский тракт раньше имел название Мунгальский и служил путем для передвижения торговцев и воинов. Об этом свидетельствуют данные тысячелетней давности китайских хроник. Конечно, асфальтового покрытия он не имел, это была обычная тропа.

Началом освоения пути принято считать 1756 год. Именно тогда южные алтайцы добровольно присоединились к Российской империи. Однако еще некоторое время русские не выезжали дальше села Алтайского, которое являлось крайним поселением.

Постепенно товарооборот между соседними селами стал налаживаться, и уже к середине 19 века русские торговцы имели свои склады в Кош-Агаче, где на ярмарках торговали тканями, различными железными изделиями (топорами, пилами, молотками) и выделанной кожей. Взамен у представителей Монголии и Китая русские покупали чай, пушнину, шерсть и скот.

Узкая и крайне неудобная тропа, по которой были вынуждены добираться торговцы, сдерживала обмен товарами. Конечно, купцы старались сделать для себя путь удобнее. Например, сооружали мосты и переправы. Осуществить более глобальное обустройство дороги им было не по карману. Единственную помощь ждали от государства, но оно не спешило вкладывать значительную сумму (от 400 до 500 тыс. рублей) в организацию строительства дороги.

К концу 19 века Комитет Сибирской железной дороги выделил на строительство и благоустройство пути 45 тыс. рублей, а еще 35 тыс. было собрано бийскими купцами. В результате чего в 1901 году началось строительство тракта во главе с инженером И.И. Билем.

На ту незначительную сумму, которая было собрана для модернизации торгового пути, удалось создать лишь колесную дорогу. Однако она стала разрушаться сразу после строительства, но, тем не менее, успела поспособствовать увеличению денежного оборота русских купцов с 500 тыс. рублей до трех миллионов.

В 1922 году тракт получил статус дороги государственного значения, поэтому было решено привести ее в надлежащее состояние, так как после последней реконструкции десятилетней давности она выглядела удручающе. К строительству дороги были привлечены жители ближайших поселков и заключенные. Тракт строили в суровых условиях: от резко переменчивого климата до отсутствия должного оборудования. В память о трудовом подвиге строителей в 2017 году на перевале Чике-Таман была установлена скульптура дорожного рабочего.

В 1935 году трассу сдали в эксплуатацию, и имела она уже нынешний облик.

В настоящее время дорожное покрытие Чуйского тракта ремонтируется по необходимости, а также вдоль трассы активно развивается инфраструктура, благоприятствующая привлечению российских и зарубежных туристов.

Туристическое значение

 

Чуйский тракт – это не только одна из самых красивых автомобильных дорог мира, но и путь до знаменитых достопримечательностей Алтайского края и республики Алтай.

Благодаря активно развивающейся инфраструктуре, туристы могут отправиться на организованную экскурсию, вертолетную прогулку, в поход, заняться рафтингом, летать на параплане или проводить время с комфортом на базах отдыха, которых в республике сейчас очень много. Для тех, кто никогда не был на Алтае или, наоборот, много раз был, но хочет увидеть или испытать что-то новое, туроператор «Большой Алтай» составит индивидуальные предложения идеального и полноценного отдыха.

Бийский район

 

Несмотря на то, что исходной точкой Чуйского тракта считается Новосибирск, ключевые достопримечательности начинаются именно в Бийске. Здесь находится нулевой километр тракта. Кроме того, в этом же небольшом алтайском городе расположен целый музей, посвященный Чуйскому тракту.

Следующая достопримечательность встречается примерно через 40 км – это село Сростки, известное как малая родина актера, писателя и кинорежиссера Василия Шукшина. Здесь можно посетить дом-музей писателя или прогуляться до его памятника на горе Пикет.

Вдоль Чуйского тракта, вблизи Сросток, начинают появляться сувенирные лавки, где можно приобрести алтайский мед разных сортов, травяные чаи, лекарственные сборы, медовуху, орехи, традиционные сувениры, натуральные средства гигиены и много чего еще.

Белокуриха

 

Следующим значимым для туризма объектом является главный алтайский город-курорт федерального значения Белокуриха. Ее называют здравницей, так как именно здесь находятся лучшие санатории страны, осуществляющие лечебно-оздоровительные процедуры. Помимо популярных санаториев, город известен своими радоновыми источниками, уникальным воздухом, наполненным легкими аэроинами и мягким климатом с большим количеством солнечных дней.

Для того чтобы попасть в Белокуриху, необходимо после Бийска съехать с Чуйского тракта направо и двигаться по указателям в сторону Белокурихи. Расстояние от Бийска до города-курорта составит около 65 км.

Майминский район

 

Далее Чуйский тракт пересекает границу между Алтайским краем и республикой Алтай. Уже здесь рельеф начинает постепенно меняться: на смену ровным полям приходят горные образования, а трассу начинает сопровождать хозяйка Горного Алтая – река Катунь.

Из всей республики именно Майминский район отличается активно развитой туристической инфраструктурой. Здесь сфокусировано наибольшее число туристических баз, кемпингов, гостиниц и гостиничных домов, развлечений, сувенирных лавок и видов популярного активного отдыха для гостей региона.

Что посмотреть?

 
  • Озеро Ая

Пресное озеро с беседкой в центре. На территории водоема находятся базы отдыха и оборудованные зоны для купания, а также современный парк-отель «Ая» с повышенным уровнем комфорта.

  • Скала Чертов палец

Скала продолговатой формы овеяна множеством легенд. Добраться до нее можно несколькими способами: пешком, на лошадях или на квадроциклах. Раньше проход к скале был бесплатным, однако сейчас местные жители решили собирать с туристов незначительную сумму за проход.

Личное авто придется оставить внизу, так как на нем не заехать.

Совет: Если вы боитесь высоты, не стоит взбираться на самый пик скалы, так как ее края не оборудованы ограждающими поручнями и заборами. Это небезопасно. Также покорение вершины не рекомендуется с маленькими детьми.

  • Озеро Манжерок

Здесь находится курорт с одноименным названием. Развитая инфраструктура позволяет отдыхать с детьми: комфортабельные места размещения, оборудованные зоны для купания, изобилие кафе, ухоженная территория и многое другое. Одной из главных достопримечательностей курорта, которую не пропускает ни один турист является канатно-кресельная дорога. С нее открывается вид на вершины Алтая и озеро Манжерок.

  • Комплекс «Бирюзовая Катунь»

Современный туристический комплекс. Помимо комфортабельного размещения, здесь можно активно и познавательно провести время: отправиться на сплав, заказать экскурсию к достопримечательностям Алтая или посетить знаменитые для этих мест памятники природы.

  • Чемальская ГЭС

Дальше Чуйский тракт ведет в сторону села Чемал, где продолжается курортная зона республики. Чемальская ГЭС – гидроэлектростанция, расположенная в селе Чемал. В настоящее время является популярным туристическим объектом и представляет собой музей. Сюда приезжают туристы посмотреть на водохранилище и сброс воды реки Чемал. Также туристов привлекает машинный зал, в который проводятся экскурсии.

  • Остров Патмос

Небольшой остров, окруженный Катунью и скалами. Туристы отправляются на алтайский остров посетить храм, в котором происходят чудеса – обновляются и мироточат иконы. До острова можно добраться по подвесному мосту, с которого открывается вид на таинственный Патмос. Это место открыто к посещению в любое время года.

Онгудайский район

 

После пестрящей туристической зоны, Чуйский тракт уходит все дальше в горы. Изобилие кафе, баз отдыха, магазинов, скопления людей значительно сокращается, а вдоль дороги появляется более дикая природа Алтая.

В Онгудайском районе находятся два знаменитых горных перевала, расположенных на Чуйском тракте – Семинский и Чике-Таман.

Что посмотреть?

  • Семинский перевал

Этот перевал считается самым высоким по Чуйскому тракту. Его высота 1717 метров над уровнем моря. Однако преодолеть его сейчас по идеально ровному асфальтовому покрытию смогут даже легковые автомобили. Наверху есть смотровая площадка, кафе и сувенирные лавки. Кроме того, здесь хорошо ловит мобильная связь и интернет популярных сотовых операторов.

  • Природный парк «Уч-Энмек»

Парк расположен у реки Каракол, поэтому его еще называют Каракольский. «Уч-Энмек» знаменит археологическими памятниками культуры. Посещение бесплатное.

Если вам недостаточно самостоятельного осмотра достопримечательностей, можно заказать платную экскурсию. На территории парка есть база отдыха, которая осуществляет экскурсионные туры.

  • Перевал Чике-Таман

Этот перевал считается самым живописным в Горном Алтае из-за серпантинных поворотов. Несмотря на то, что он ниже Семинского на 400 метров, его прохождение является более экстремальным. Перевал также имеет хорошую дорогу, кафе, сувенирные лавки и смотровую площадку.

Совет: Подъем на Чике-Таман достаточно крутой, поэтому водителю нужно быть внимательным при заезде, поскольку дорога не только уходит вверх, но и имеет крутые повороты.

  • Слияние Чуи и Катуни

Слияние двух мощных алтайских рек Чуи и Катуни – невероятное зрелище. Мутная Чуя и яркая бирюзовая Катунь в момент встречи еще какое-то время не смешиваются и так текут рядом в одном направлении, после чего сплетаются воедино.

Посмотреть на это можно бесплатно, съехав с Чуйского тракта, после села Иня.

Улаганский район

 

Здесь тракт проходит через высокогорную зону республики. Климат сменяется более суровым, горы становятся еще выше, количество туристических баз уменьшается, а природа манит своей загадочностью.

Что посмотреть?

  • Красные ворота

Представляют собой проход между скалами красного цвета, похожие на ворота. Такой цвет скалам придает наличие в них ртутного минерала.

  • Гейзерное озеро

Гейзерное озеро – термальный водоем ярко-голубого цвета, с кристально чистой водой и причудливыми рисунками на дне. Находится это чудо природы недалеко от села Акташ Республики Алтай. Главной особенностью озера являются подземные источники, выбрасывающие голубую глину и песок. Именно они формируют узоры на дне водоема. Похожие водоемы есть в Долине гейзеров в Йеллоустонском национальном парке США.

  • Курайская степь

После поселка Акташ начинается Курайская степь, обрамленная горными вершинами со снежными шапками. Она находится на высоте 1500-1600 м над уровнем моря. Пустынные пейзажи с панорамой гор выглядят впечатляюще.

Совет: Несмотря на солнечную погоду, в Курайской степи холодно, поэтому, отправляясь сюда, не забудьте теплые вещи.

Кош-Агачский район

 

Конечный район Чуйского тракта. Трасса упирается в границу с Монголией. До этой точки добирается уже меньше туристов, поэтому инфраструктура не так развита, как в начале республики. Однако здесь есть удивительные природные явления, которые стоит увидеть своими глазами.

  • Алтайский Марс

Главной особенностью Алтайского Марса является ландшафт, который заключается в неровной поверхности: от оврагов до холмов, резко сменяющих друг друга. Цвет ландшафта пестрит всеми оттенками желтого и красного, что объясняется большим содержанием ртути в глине, составляющей поверхность местности. Именно по этой причине растительности здесь практически нет.