Красные ворота

На 788 Чуйского тракта на выезде из села Акташ, если повернуть налево, начинается Улаганский тракт. Эта грунтовая автомобильная дорога проходит между Айгулакским и Курайским хребтами и соединяет села Улаганского района Республики Алтай: Акташ, Улаган, Балыктуюль, Балыкча.

Путь по Улаганскому нагорью ведет путешественников к знаменитому высокогорному перевалу Кату-Ярык, спуск с которого – своеобразный пропуск в долину реки Чулышман, а так рукой подать до южного берега Телецкого озера. Большая часть акватории озера входит в Алтайский природный заповедник.

Путешествие к нетронутым красотам Алтая и знакомство с природными достопримечательностями Улаганского тракта начинается с урочища Красные ворота на 8-ом километре автодороги.

По пути к Красным воротам от Акташа вы проедете заброшенный ртутный рудник, который позже вырос до крупнейшего предприятия страны по добыче ртути. Добывать руду здесь начали ближе к окончанию Великой Отечественной войны. А в 1957 году специально для горняков Акташского рудника основали поселок. Начавшиеся в 90-е годы экономические реформы не пощадили предприятие, да и рудник истощился. Горнодобывающее предприятие закрыли в 2004 году. Штольни заколотили, потому что не стало отбоя от туристов, желающих побродить по тоннелю. В поселке можно разыскать людей, которые всю жизнь проработали на предприятии. Сегодня село живет в основном за счет туризма и сельского хозяйства. После закрытия рудника население села сократилось на треть.

Мимо рудника и гор отработанной руды каменистая дорога ведет к 70-метровой радиорелейной вышке или Акташскому ретранслятору. С появлением сотовой связи функции вышки были ограничены, для туристов это место стало смотровой площадкой, с которой открываются шикарные виды на величественные горы Северо-Чуйского хребта.

Инфраструктура Акташского ртутного рудника могла бы включать еще и ГЭС на правом берегу Чуи, за селом Акташ, если ехать по Чуйскому тракту. К строительству электростанции приступили студотряды в 1961 году. Работы затянулись на целых 10 лет по причине недостаточного финансирования. Когда сооружения плотины достроили, оказалось, что качество строительных работ низкое, от строительства ГЭС отказались по экономическим соображениям. Планировка признана неудачной, а экологические риски высокими. Сегодня о проекте напоминают заброшенная и разрушенная плотина.

Ознакомившись с достопримечательностями Акташа и его окрестностей, можно двигаться дальше. Следующим пунктом программы будет знакомство с Красными воротами. Так называется довольно узкая расщелина в скале, имеющей красноватый оттенок. Этот цвет местным породам придала ртутная руда. В этом месте извилистая дорога проходит по любопытному мосту с деревянными опорами через реку Чибитку, правый приток Чуи. Высота отвесных скал, которые образуют «Красные ворота» составляет около 50 метров. Перед отважившимися взобраться на эту высоту, предстанут пейзажи тайги и речных порогов.

Красные ворота относятся к памятникам природы Республики Алтай, хотя проход и был создан человеком — он появился в результаты взрывных работ при строительстве автодороги до Улагана в 1930-ые годы.

Место очень популярно у туристов. Даже если они держат путь в сторону Монголии по Чуйскому тракту или к Гейзерному озеру за селом Акташ, все равно стараются ненадолго свернуть с пути и сфотографироваться у Красных ворот. К негативным последствиям растущей популярности относятся всевозможные надписи краской на скалах. Пока еще в республике не знают, как справляться с последствиями туристического бума на Алтай. В основном работу по очистке скал проводят волонтеры на средства федеральных грантов. Но вот одна надпись выделяется среди прочих, мало того, ее охраняют и регулярно обновляют. Она гласит: «С Богом возвращаюсь на Родину! 16 мая 1946 года. С.Д. Куюков». Эту надпись оставил житель Улаганского района Семен Данилович Куюков, участник битвы под Курском.

Шоссе, когда-то соединившее поселки Улаганского района по Айгулакскому хребту, до которых добраться можно было либо на лошади, либо пешим ходом, в последние годы доставляет немало хлопот. Небольшая ширина прохода, практически однополосная, представляет сложности для проезда крупнотоннажного и дальномерного транспорта. Кроме того, давно назрел вопрос об асфальтировании автодороги. Чтобы выполнить ремонтные работы, участок дороги в районе Красных ворот, по мнению дорожников, нужно расширить на 2-3 метра. Начало работ по реконструкции дороги намечено на 2021 год, ремонт должен завершиться в 2023 году. По поводу возможного уничтожения природного памятника в обществе развернулась серьезная дискуссия. Дорожники прислушались к мнению жителей и решили построить альтернативный проезд, чтобы сохранить достопримечательность. Со временем, считают в правительстве республики, участок дороги через Красные ворота станет полностью пешеходным.

Хотя Красные ворота и не конечный пункт туристических поездок по Алтаю, но явно многообещающий вход в сказочную долину. Отсюда начинается затяжной подъем на Улаганский перевал. Его высота – 2080 метров, а это на 363 метра выше другого популярного автомобильного перевала – Семинского. Из всех проходимых автотранспортом перевалов Республики Алтай Улаганский уступает только перевалу Теплый ключ (2900 м) в Кош-Агачинском районе по пути к плату Укок, но проехать по нему могут только хорошо подготовленные внедорожники.

Сегодняшний Акташ – это средоточие турбаз на любой вкус. Если Красные ворота являются частью программы выходного дня, логично будет посетить ближайшие к скале достопримечательности – горные озера.

В 4 км от ворот находится пресное озеро завального происхождения Чейбек-Кель, или Мертвое озеро, поскольку в нем не водится рыба. С алтайского название переводится как «вытянутое озеро». Его протяженность – 1,7 км, глубина – 30 м.

Не доезжая перевала, слева от трассы, расположено еще одно вытянутое озеро Узун-Кель, название переводится как «длинное озеро» протяженностью 2,5 км. Глубина озера – 28 м. На берегу озера построили турбазу с деревянными домами, кафе, в котором можно попробовать свежевыловленную пелядь.