Принцесса Укока
Территория Алтая признана учеными колыбелью древней Пазырыкской цивилизации. Ее относят сразу к нескольким историческим периодам: позднему бронзовому и раннему железному (примерно к VI-III в.в. до н. э.). Однако обнаружить следы этой культуры смогли лишь в конце 19 века, в 1865 году. Тогда исследования велись в Усть-Коксинском районе, на Катандинском кургане. После этого ученые начали находить множество уникальных реликвий в могильных насыпях на отрезках рек Большой Улаган и Балыктуюль.
Оглавление
Известно, что в древности территорию плато кочевые народы считали своего рода «местом силы». Сюда приходили для проведения различных обрядов, среди которых было и погребение знати.
В 1929 году на территории урочища Пазырык проводились раскопки, именно в это время и была найдена усыпальница. В ней находилось множество артефактов, которые рассказали о жизни первых обитателей. Специалисты смогли также реконструировать картину быта людей пазырыкской культуры. Свое название, кстати, они получили именно благодаря географическому месту нахождения усыпальницы.
Через 20 лет ученые продолжили раскопки на ближайших территориях. Объектом исследования был древний курган. В нем археологи и этнографы обнаружили два тела, подвергшихся мумификации. Они сохранились, в достаточно хорошем виде. А анализ ДНК показал, что им порядка 2300 лет (III в. до н. э). На данный момент мумии хранятся в Эрмитаже.
Следующее значительное открытие произошло в 1993 году. Тогда в 150 км от урочища археологи обнаружили могильник Ак-Алаха. В нем была похоронена молодая девушка, которая также, как и предыдущие представители своей цивилизации, была мумифицирована. Именно ее весь мир знает как «алтайскую принцессу».
Ранее плоскогорье Укок было популярно среди кладоискателей, местного населения, которое набирало здесь камни для строительства домов, и военных, строящих погранзаставу. Некоторые курганы уже была разграблена. Однако археологи попытались раскопать уже «разбитый» могильник знатного мужчины кара-кобинца (подвластный пазырыкцам народ). Оказалось, что ниже, прямо под ним, находилось еще более старое захоронение, окутанное многовековым льдом. Кроме тела подо льдом оказались шесть коней с седлами и сбруями.
Благодаря исследованиям удалось выяснить, что женщине на момент смерти было 25-30 лет. При этом она уже принадлежала к слою шаманов или же целительниц. Именно поэтому погребена она была со всеми почестями.
С легкой руки местных жителей журналисты стали называть мумию принцессой, хотя при жизни женщина была служительницей культа. Тем не менее, прозвище прочно закрепилось за находкой с конкретизацией места «обитания» принцессы Укока – сибирская, укокская, алтайская. И именно его используют по сей день.
Даже среди коренного населения есть несколько имен мумии:
- Очы-Бала. Так звали женщину-богатыря из местного эпоса. Именно она спасает Алтай от атаки сильного и опасного противника;
- Хатун – «императрица»;
- Ак-Кадын – хранительница покоя. Считается, что так назвали стражницу ворот в подземный мир.
На данный момент тело женщины считается одним из самых важных археологических открытий второй половины XX века.
Основная информация
В настоящее время мумия хранится в музее Горно-Алтайска. Ряд других же артефактов из могильника отправили в музеи Новосибирска. Тело женщины сохранилось достаточно хорошо. На то есть несколько причин:
- Посмертное бальзамирование;
- Большая глубина захоронения;
- Особый микроклимат в саркофаге;
- Грунтовые воды, ставшие льдами, проникающие в могильник.
Во время бальзамирования принцессе удалили мозг, внутренние органы, ребра, грудину. Пустое пространство в черепе и брюшине заполнили веществом, которое напоминает смесь из торфа, шерсти овец, конского волоса, различных корений и глины. Тело же, возможно, покрыли маслами и смолами с добавлением ртути.
Исследователи отметили, что у мумии не было двух верхних резцов. Однако все остальные зубы оставались на месте. Ученые предположили, что удаление определенных зубов требовалось для проведения какого—то ритуала или же обозначало особый социальный статус девушки.
Деревянный саркофаг из цельной лиственницы сохранил тело лучше, чем это сделали бы другие породы дерева. Забит он был бронзовыми гвоздями. Кроме того, с годами грунтовые воды промерзли настолько, что образовали защитный ледник. Благодаря ему тело принцессы как бы находилось в натуральной природной криокамере.
Материалы анализов показали, что рост женщины был достаточно высоким для людей того времени – 165 см.
В саркофаге тело лежало на боку, с руками, сложенными в области живота. Ноги — согнуты. Голова – повернута в сторону, а череп — обрит, но покрыт париком из натуральных лошадиных и человеческих волос.
По данным специалистов, шаманка умерла из-за рака молочной железы и многочисленных метастаз.
Благодаря томографическому тесту ученые узнали, что в детстве или юношестве алтайская девушка также болела остеомиелитом. Причиной тому стали неблагоприятные условия жизни и травмы. Подобные заболевание сопровождалось постоянными болями и инфекционными процессами.
Кроме того, незадолго до смерти женщина получила серьезные травмы. Судя по всему, она ездила на лошади, но упала. Об этом говорят следы на мягких тканях. Раны в том числе остались на правом виске, правом плече и правом бедре. В этот момент, по предположению специалистов, правая рука не пострадала, однако, скорее всего, к этому моменту она уже не работала. Об этом говорят изменения тканей конечности.
Смерть наступила либо в январе, либо в марте. При этом само захоронение провели только в середине июня.
Руки мумии принцессы полностью покрыты синими татуировками. Один из рисунков, который могут объяснить ученые, находится на плече. Это козерог – мифологическое животное в виде оленя с крупными рогами, встречающееся в древних легендах, выполненное в стиле скифов. Специалисты уверены, что такой «символ» должен был помочь женщине безопасно попасть из мира живых в мир мертвых, минуя преисподнюю. Олень выполнял роль некого доброго проводника. Также на коже был изображен грифон.

Благодаря компьютерной реконструкции ученые смогли сделать модель лица алтайской принцессы Укока. Оказалось, что девушка была европеоидного типа с высоким лбом и широким лицом. Цвет волос сделали в соответствии с париком, найденном в могильнике.
Детали костюма восстановили благодаря вещам, которые были в захоронении. Так, среди остатков одежды были шерстяная бордово-белая юбка, бежевая шелковая рубашка, сапоги из войлока и дубленка с этническим орнаментом. Также найдены бижутерия, косметические принадлежности и посуда.
Появившиеся мифы
Вокруг укокской мумии и раскопок сложилось множество мифов и легенд.
Первыми вокруг алтайской мумии принцессы Укока создали миф российские СМИ. Опираясь на то, что найденная женщина захоронена с богатым убранством, они предположили, что она минимум – «принцесса». Со временем стали озвучивать теорию о «прародительнице алтайского народа» и великой госпоже Кадын. Она, якобы, знала все мировые тайны, а также правила Шамбалой (мифической страной, где находятся все великие учителя – прим. ред.).
Еще один миф, появившийся после раскопок – природные ненастья, обрушивающиеся на регион, – дело рук «госпожи Укока», которая недовольна тем, что потревожили ее сон, длившийся тысячи лет. Отметим, что место захоронения находится в зоне резко-континентального климата, из-за чего перепады температур здесь высоки. Кроме того, это сейсмически активная зона.
Максимальную огласку версия про «госпожу» получила в 2003 году, после Чуйского землетрясения. Оно произошло в Кош-Агачском районе, где как раз и проходили раскопки. Это было третье по магнитуде землетрясение в России, которое оценивалось в 7,3 балла. Ударная волна была такой силы, что дошла до соседних регионов. За последующие после первого «удара» сутки сейсмостанции зарегистрировали еще порядка 140 толчков. Именно тогда алтайцы и стали говорить про «месть госпожи» и просить помощи у властей. Они требовали вернуть принцессу назад в усыпальницу.
Дополнительные мифы породил фильм, снятый российскими журналистами, «Месть алтайской принцессы». Картину показали по «Первому каналу». В одной из сцен киноленты земля во время раскопок начала дрожать, а на безоблачном небе появились молнии. В фильме провели связь между произошедшими катаклизмами и тем , что произошли они из-за того, что призрак , которому не дают спокойно покоиться, злится. Но, кроме того, в картине рассказывается о том, что из-за раскопок электроника начинала давать сбои и выходить из строя. Критики не оценили ленту, оставив комментарии, что режиссерская мысль опередила газеты по количеству «мистической галиматьи». При этом в фильме искажены многие факты реальных раскопок. Журналистов же обвинили в непрофессионализме.
В 2018 году происходит еще одно сильное землетрясение, которое сейсмографы оценили более чем в 4 балла. Тогда жители вновь подняли вопрос о том, что требуется срочно перенести мумию в ее захоронение.
Суд
Сразу после раскопок тело мумии отвезли в Новосибирск для дальнейшего изучения. Однако жители подняли «бунт».
В 2014 году Совет старейшин Республики принял решение о том, что «принцессу Укока» необходимо захоронить в регионе. Эту идею поддержали население и глава республики. Первым, кто не оценил требование, стала и. о. директора республиканского музея имени Анохина Эмилия Белекова. Она заявила, что такие решения должны принимать представители Министерства культуры России, но никак не Совет старейшин, в компетенции которых стоит разобраться.
Уже спустя год, в 2015, жители передали в Горно-Алтайский суд с требование захоронить мумию на ее родине. Ответчиком стал республиканский музей. Инициатива о судебном иске исходила от президента духовного центра тюрков «Кин Алтай», шамана Акай Кине. Но суд отказался удовлетворить требование. Шамана результат не удовлетворил, поэтому он пообещал подать иск в кассационный суд. Он также отметил, что при очередном отказе, он отправит жалобу в международные инстанции.
Интересен тот факт, что других мумий, которые были найдены в районе, жители не захотели вернуть на родину. При этом предыдущие находки имели высшее положение в древнем обществе, по сравнению с «принцессу Укока».
Как найти принцессу Укока туристам
Для местных жителей мумия является священным символом. Именно поэтому местное население против того, чтобы тело вывозили из региона.
Ее поместили в Национальный музей имени Анохина в столице республики Горно-Алтайске. Она является центром коллекции. Чтобы обеспечить мумии должное хранение, ее отреставрировали. Кроме того, был построен новый зал, в котором установлено специальное климатическое оборудование.
Правда, принцесса Укока не является элементом постоянной экспозиции. Поэтому туристы не могут увидеть ее в любой день. Чтобы посмотреть на мумию, нужно знать не только расписание дней, но и особые часы работы.
Стоит помнить, что экспозиция работает всего 4-5 дней в месяц (по лунному календарю), поэтому поездку необходимо планировать. Расписание составляется по строгих правилам, связанным с режимом хранения останков, которые должны беспрекословно соблюдаться работниками музея.
Ежедневно можно посмотреть залы, посвященные «Комплексу плато Укок». Здесь разместили найденные на могильнике Ак-Алах реликвии и фото с раскопок,. Также на территории музея сделали полную реконструкцию реального погребального комплекса.
Кроме того, гости могут увидеть алтайский аил натурального размера, наскальные петроглифы (наскальные рисунки), подлинные изваяния, сделанные древними тюрками, а также ритуальные оградки из камня.
Как найти принцессу
Адрес: Горно-Алтайск, улица Чорос-Гуркина, 46.
Есть несколько способов добрать до города:
- На самолете
Подойдет для тех, кто прибывает из других регионов. Аэропорт является туристическим центом республики со своим аэропортом, поэтому отдыхающим не придется долго ехать от аэровокзала.
- На поезде
Туристам стоит помнить, что в Горно-Алтайске нет железнодорожного сообщения. Поэтому ехать на поезде придется либо до Барнаула, либо до Бийска (последний находится ближе к Горно-Алтайску). По приезде в город, необходимо будет пересесть на автобус или автомобиль.
- На машине/автобусе
Автобусные рейсы ездят до Горно-Алтайска несколько раз в день, что очень удобно для отдыхающих. Сделать проще всего это из Барнаула, Новосибирска, Кемерова, Томска или Бийска. Узнать точное время отправления автобуса можно узнать на сайте автовокзала одного из этих городов.
Чтобы добраться до Горно-Алтайска на машине, необходимо двигаться по Чуйскому тракту в сторону села Майма. После нее съехать с трассы Р256 на подъездную дорогу (вправо). Этот участок трассы как раз ведет к городу. После этого маршрут идет через улицу Бийскую и Коммунистический проспект до улицы Чорос-Гуркина (по пути встретятся здания Следственного комитета России, большой магазин «Пятерочка», банк «Зенит»). После перекрестка на пересечении с улицей Бориса Головина будет стоять бежево-коричневое здание музея.
Если у водителя есть навигатор, можно воспользоваться GPS-навигатором.
Локация | Координаты |
Национальный музей имени А.В. Анохона | 51.956472, 85.946548. |
Если же попасть на экскурсию не удалось, есть выход. В музее Анохина организовали виртуальный тур по экспозиции. Посмотреть его можно по ссылке.
Место захоронения
Туристы также могут найти и сам курган, где была «принцесса Укока». Могильник Ак-Алаха стоит на Плоскогорье Укок, в долине реки Ак-Алаха. Ориентир – дорога, идущая от пограничной заставы к стоянке Бертек.